Появление новых программных, программно-аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации приводят к постоянному улучшению качества образования и развитию образовательного процесса. На сегодняшний день образовательные учреждения отражают аспекты современного информационного общества, в котором происходят непрерывные изменения, изобретение новых технологий, формируется устойчивая разновозрастная мультимедийно-цифровой культура. Модернизация школы связана с необходимостью решения задач на разных уровнях: на индивидуальном (формирование информационной компетентности и грамотности участников образовательного процесса, овладение навыками работы в Интернет, использования новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий) и на коллективном (навыками совместной работы в сети, совместной проектной деятельности). В связи с этим в области образования запущен процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.
Актуальным направлением информатизации системы образования муниципального образования г. Краснодар является переход на комплексную информационную систему, объединяющую в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образования в пределах всего муниципального образования. С 2014-2015 учебного года все образовательные организации муниципального образования г. Краснодар вошли в единую образовательную информационную сеть города и региона, построенную на основе АИС «Сетевой город. Образование». «Сетевой Город. Образование» — не только административная система. Каждая образовательная организация получает средства для организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Система включает в себя электронные журналы и дневники, средства для планирования и мониторинга учебного процесса, оперативного общения между всеми его участниками. С сентября 2016 года все муниципальные общеобразовательные организации перешли на ведение учёта успеваемости и посещаемости в электронном виде, отказавшись от бумажных журналов. Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для получения необходимых отчётов и сведений. Внедрение системы способствует повышению качества образования, принятию обоснованных управленческих решений на каждом уровне управления. С 2015 года в Краснодарском крае внедрена автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование». В настоящее время система используется департаментом образования для постановки на учёт и зачисление детей в дошкольные образовательные организации. Система интегрирована с порталами государственных и муниципальных услуг, Федеральной системой показателей электронной очереди и системой «Сетевой город. Образование». С февраля 2017 года все муниципальные общеобразовательные организации города осуществляют регистрацию заявлений в 1-е классы через АИС «Е-услуги. Образование», с последующим зачислением в АИС «Сетевой город. Образование» (электронный журнал школы). |
Во исполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, в целях формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар, повышения качества использования Интернет-технологий в предоставлении первоочередных муниципальных услуг в электронном виде все муниципальные образовательные организации ведут официальный сайт. Сайт образовательной организации является ее визитной карточкой и официальным источником информации об учреждении. На сайте образовательной организации любой пользователь может получить интересующие данные: контакты образовательного учреждения, его нормативно-правовые документы и даже новости о проводимых мероприятиях. Содержание сайта образовательной организации строго регламентировано нормативными документами, в соответствии с которыми осуществляется его наполнение информацией. |
В условиях современного общества, благодаря интенсивному развитию сети Интернет, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, использование которых даёт педагогам возможность решать более сложные развивающие образовательные задачи. Одним из таких инструментов является педагогический блог. Результаты своей работы педагоги представляют в рамках конкурсов различных уровней и являются неоднократными победителями муниципальных, всероссийских и международных состязаний. Департаментом образования города Краснодара в целях распространения инновационного педагогического опыта среди педагогических работников и формирования единого информационного пространства города в системе образования, начиная с 2010 года, ежегодно проводится муниципальный конкурс «Лучший блогер». Особой популярностью пользуются блоги классных руководителей, которые нацелены на организацию коллективного творческого дела, одновременно способного решать следующие задачи:
В блоге можно отразить информацию о достижениях школьников в виде сообщений, фотографий, фотоколлажей, видеороликов, снятых родителями, учителями или непосредственно учащимися. В последнем случае дети выступают в качестве авторов сценария, режиссёров, артистов, редакторов, что развивает их художественные и творческие навыки. С помощью блога для родителей становится возможна постоянная информационная актуальность (родители могут читать новостную ленту и быть в курсе всего происходящего в классе), появляется возможность оперативно задать вопрос классному руководителю. |
С 1 января 2015 года для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников, предоставляется электронная форма для последующего использования во время. Электронный вид учебника имеет множество плюсов по сравнению с традиционным бумажным учебником:
|
Изучение и апробация нововведений на практике привели к разумному созданию модели библиотеки нового времени как ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА, что позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями. ИКТ стали неотъемлемой частью работы школьной библиотеки, проникнув во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень. Современные школьные библиотеки создают свои сайты и блоги, где работа обобщается и распространяется на городском, региональном, российском уровнях. Библиотекари-новаторы стремятся развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся. Проводят массовые мероприятия, используя доверительные формы работы. Оказывают мультимедийную поддержку уроков, докладов, рефератов, презентаций. Создают собственные ресурсы: слайд-фильмы, виртуальные путешествия, аудиозаписи, видео-композиции, презентации к урокам информационной культуры, массовым мероприятиям, семинарам и конференциям. |
Средства обучения, используемые в школах, одно из главных и обязательных условий качественного образования. Для эффективной работы в современных образовательных учреждениях установлены не отдельные компьютеры или технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для использования учителем и которое образуют автоматизированное рабочее место учителя. Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Таким образом, современными средствами обучения в школе являются:
Повышение качества образования предполагает и использованием новых активных методов обучения, таких например, как мультимедиа. Широкое применение в школах новых технологий и использования современных технических средств обучения способно резко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса. |